Каждый человек желает быть в долговременных, приносящих удовольствие и радость отношениях с взаимной адекватной заботой и поддержкой. Также отношения становятся прочными, когда они основаны на эмоциональной близости и глубокой психической связи.
Однако, отношениям присущ двойственный характер: они приносят развитие и возрождение, наполняют энергией, пробуждают созидающую силу и одновременно создают трудности, поддерживают атмосферу недовольства, несут угрозу отвержения и распада.
Часто партнёры сильно нуждаясь друг в друге, боятся проявить взаимную нежность, полагая, что это их сделает уязвимыми. Они скрывают истинные чувства и желания из-за страха выглядеть слабыми. И тогда взаимодействие строится на конкуренции и борьбе. Каждый старается доказать значимость и превосходство тем или иным способом, нанося другому психологические раны.
Как правило, аспект отношений, вызывающий боль и тревогу, подрывает чувство доверия и безопасности, препятствует проявлению симпатии и любви, останавливает взаимное развитие. В отношениях появляются разочарование, обида, гнев, с которыми невозможно справиться, что приводит к прерыванию контакта.
Проблемы в актуальных отношениях проистекают из прошлого опыта взаимодействия с родительскими фигурами, где каждый из партнёров бессознательно воспроизводит болезненный сценарий детско-родительских отношений и вносит свой вклад в общие области нарушений, имевших место в раннем периоде развития.
Примерами разрушительных сценариев выступают следующие типы отношений.
Первый тип отношений — отношения подчинения.
Это не удивительно, что угрозу несут отношения, которые носят черты подчинения и доминантности. В этом случае бессознательно признается превосходство и власть другого. Сознательно подобное подчинение выражается в готовности принимать удушающую заботу, чрезмерное внимание и контроль, которые в итоге приводят к зависимости, потере интереса к себе, потере себя, растворению себя в другом. Именно по этой причине возникает дисгармония в паре.
Проявление полного подчинения в некоторых случаях важно было для ребёнка как средство выживания. Ему требовалось услужить, успокоить, утихомирить взрослого, внезапно ставшего деспотичным и жестоким по отношению к нему. Подобное поведение защищало малыша от непереносимых эмоций, мыслей, фантазий, помогало справиться с тревогой и страхом.
Вырастая, этот ребёнок, переживший психическую травму, выстраивает отношения по такому же сценарию, старается угодить окружающим, быть для них во всем удобным и хорошим. Он склонен формировать отношения, где подчиняет себя интересам других людей и отличается неадекватной уступчивостью.
Тревога, несамостоятельность, привычка к подчинению заставляет человека поддерживать отношения такого типа. Он стремиться отказаться от своей независимости и соединиться с кем-то сильным, чтобы обрести недостающую уверенность. Ищет людей, обладающих властью и могуществом, строит отношения с миром, исходят из биполярного восприятия: сильные и слабые. Считает, что от него ничего не зависит. Вся сила находится в другом.
Второй тип отношений — отношения доминирования строятся на проявлении агрессии, жестокости, враждебности к окружающим. Страх другого заставляет первым нападать на него, контролировать, психически подчинять человека. Атмосфера враждебности усиливает враждебность, превращает любимый объект в ненавистный. Агрессивный партнёр меньше всего способен к осознанию детской травмы и страшно боится потерять контроль над другим по причине того, что тот может причинить такую же боль, какую причиняли ему раньше в детстве, поглотить эмоционально или оставить в одиночестве.
Третий тип отношений — отстранение, избегание контакта, сокращение количества коммуникаций, замкнутый образ жизни, эмоциональная отчуждённость и равнодушие, необщительность, неприветливость. Чрезмерное погружение в работу в ущерб личной жизни.
В основе личности лежит страх другого и стремление от него защититься. Такой человек не может никого полюбить, а значит, не может личностно развиваться.
Для создания эмпатичных, чутких, поддерживающих отношений необходимо распутать клубок сложных взаимодействий и устранить влияние травмы.